Электронная подпись

Электронная подпись (ЭП или Электронная цифровая подпись – ЭЦП)

ЭП является полноценной заменой рукописной подписи, ставится на документах в электронном виде. Она создается путем преобразования данных с использованием закрытого ключа. Он позволяет отследить любое изменение информации после создания подписи, а также гарантированно установить ее авторство.

Назначение электронной подписи

ЭП предназначена для установления авторства лица, которое заверяет документ. В ряде случаев, определенных законодательством РФ, она является юридическим аналогом подписи от руки.

Преимущества электронной подписи

Электронная подпись обеспечивает цельность передаваемого документа. Это связанно с тем, что электронная подпись формируется и соответствует только исходному статусу документа. Любое вмешательство в документ, заверенный электронной подписью, всегда можно установить. Таким образом, наличие электронно-цифровой подписи у документа защищает его от подделок. У электронной подписи всегда можно установить авторство. Создавая ЭП, автор получает информацию о закрытом ключе. Соответственно, наличие у автора такого ключа - доказательство его владения той или иной ЭП и отказаться от права владения ЭП он не может.

Виды электронной подписи

  • Простая электронная подпись(ПЭП) - это логин и пароль, подтверждающие, что электронный документ имеет определенное авторство, но не гарантирует неизменность документа после его подписания и не обеспечивает юридическую значимость. Предназначена для документооборота, применяется для получения доступа к возможностям Единого портала госуслуг.

  • Неквалифицированная подпись(НЭП) – позволяет определить автора документа и гарантирует, что с момента постановки подписи в документ не вносились изменения. Часто документы, подписанные такой подписью, могут считаться аналогами бумажных документов, подписанных собственноручно. В НЭП заложены криптографические алгоритмы, которые обеспечивают защиту документов. Она подходит для внутреннего документооборота, для отправки документов в другую компанию (предварительно компании должны заключить соглашение, устанавливающее правила использования и признания ЭП) и для участия в электронных торгах.

  • Квалифицированная электронная подпись(КЭП) – обладает всеми признаками НЭП, но при этом еще имеет подтверждающий сертификат от специализированного центра, что наделяет документы, полной юридической силой и соответствует всем требованиям о защите конфиденциальной информации. Используются для сдачи отчетности в контролирующие органы государственной власти и для участия в электронных торгах.

Где используется электронная подпись?

  •  Электронные торги.  ЭП необходима для прохождения аккредитации на торговых площадках, для подписания документов, необходимых для участия в конкурсе, подачи ценового предложения и подписания контракта с победителем. Вид используемой ЭП определяется самой площадкой, на которой проходят торги.

  •  Электронный документооборот. Обмен через Интернет юридически значимыми документами: договорами, актами, счетами-фактур и другими. Для организации такого документооборота можно использовать любой вид электронной подписи: все зависит от ваших целей, а также от договоренности с другими участниками электронного обмена.

  • Электронная отчетность. Процесс сдачи отчетности в контролирующие органы власти становится намного проще благодаря ЭП. Отчеты для налоговой, пенсионного фонда и другое теперь можно заполнять в электронных бланках, заверять ЭП и отправлять через Интернет. Система электронной отчетности гарантирует конфиденциальность данных, существенно экономит рабочее время, а также сканирует отчет на наличие в нем ошибок, что является значительным преимуществом. Для сдачи отчетности необходимо использование КЭП.

  • Государственные услуги. Каждый гражданин РФ может получить электронную подпись для получения государственных услуг. С помощью ЭП гражданин может заверять документы и заявления, отправляемые в ведомства в электронном виде, а также получать подписанные письма и уведомления о том, что обращение принято на рассмотрение от соответствующих органов власти. Пользователь имеет возможность подписать ЭП заявление, отправляемое в орган исполнительной власти (при готовности органа исполнительной власти принимать заявления, подписанные электронной подписью).

Кто может пользоваться электронной подписью?

  • Юридические лица и ИП   Для юридических лиц — Для юридических лиц — это незаменимый инструмент, который позволяет наладить удобный и эффективный документооборот как внутри компании, так и с внешними контрагентами. Использование электронной подписи: значительно экономит время и ресурсы компании; расширяет географию бизнеса; гарантирует юридическую ответственность сторон; повышает конфиденциальность информационного обмена. По этой ссылке приведены наиболее часто используемые области применения ЭП юридическими лицами.

  • Физические лица Для физических лиц — это способ ускорить и упростить взаимодействие с государственными структурами, работодателями, учебными учреждениями через Интернет. Здесь вы можете ознакомится с наиболее полным перечнем услуг для которых возможно использование ЭП физическими лицами.